Проект нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в ноябре 2012 года был вынесен на очередное общественное обсуждение. Ранее он уже был доступен для публичного ознакомления и высказывания по нему замечаний, но в тот период он не вызвал особого общественного интереса. После очередной доработки законопроект вновь изучается интернет-сообществом.
Причины появления законопроекта
Широкое обсуждение предполагаемого к введению акта должно было проходить до 1 декабря. Но потом его окончание было перенесено на 8 декабря. В рамках проходящего общественного обсуждения все желающие могут прокомментировать нормы проекта на сайте Минсоцразвития РФ.
Сегодня социальные службы функционируют по устаревшему во многом федеральному законодательству №195-ФЗ от 10.12.1995 года. Ведь прошло уже почти 17 лет: изменились люди, поменялись социальные ситуации, обострились старые проблемы, проявили себя новые трудности. Обсуждаемый нормативный документ призван приблизить законодательство социальной сферы к современным реалиям, направить усилия государства в соответствующее русло.
В законопроекте основной акцент сделан на принципы индивидуального социального подхода, возможность привлечения к социальному обслуживанию коммерческих предприятий, некоммерческих организаций.
Нововведения сферы социального обслуживания
Основные изменения законопроекта сводятся к мысли, что не человек, нуждающийся в социальной помощи, опеке, поддержке, должен просить, добиваться соцзащиты, а государство должно идти в вопросе соцзащиты на опережение серьезных проблем, двигаясь к человеку.
Ключевым нововведением законопроекта предполагается индивидуальный подход оказания социальных услуг. Для каждого нуждающегося в социальной помощи человека, (на которого будут распространяться нормы законодательства), должны разрабатываться персонифицированные, индивидуальные программы социальных услуг.
Кроме того, впервые будет проводиться профилактика трудных жизненных ситуаций, в которые зачастую попадают россияне. Она должна заключаться в деятельности по выявлению, предотвращению обстоятельств (факторов, причин) нарушения нормальной жизнедеятельности людей, ситуаций, положений, представляющих опасность для их жизни, здоровья.
Также социальные службы должны прилагать максимум усилий, чтобы нуждающиеся в помощи граждане получали по возможности социальную поддержку дома, а не в реабилитационных центрах, иных социальных объектах.
Еще одним новым пунктом законодательство является социальное сопровождение, заключающееся:
— в комплексной оценке (анализе) специалистами разных профилей причин, по которым человек оказался в сложной жизненной ситуации;
— в определении степени нуждаемости человека в конкретной социальной помощи, поддержке иного рода;
— в предоставлении социальных услуг и определении эффективности их оказания для выведения человека из трудной жизненной ситуации.
В целом законопроект предполагает использовать комиссионный подход к обсуждению, решению социальной проблемы каждого нуждающегося человека в отдельности. По новому закону определять меры социальной помощи, необходимые для каждого конкретного человека, будет комиссия из нескольких сотрудников. Это, возможно, поможет избежать субъективных ошибок, которые допускались до сих пор социальными работниками.